Сімейний бюджет:
- Вводная лекция: как проходить курс?
- Лекция 1. Как говорить про деньги в семье? Строим единство в финансовой сфере.
- Лекция 2. Основы семейного бюджетирования: как вести семейный бюджет?
- Лекция 3. Дети и финансы – как научить ребенка обращаться с деньгами?
- Лекция 4. Вопросы, которые могут возникать при практическом ведении семейного бюджета
- Лекция 5. Духовная составляющая в вопросе управления финансовой сферой в семье
Лекция 3. Дети и финансы – как научить ребенка обращаться с деньгами?
Даже маленькие дети способны понять основы денежного обращения. Если они пока еще не понимают всего, они уже вполне могут устанавливать связь между работой и деньгами и тем, сколько денег тратится на всякие нужды. Дети уже могут понять, что деньги – это не что-то магическое и появляется «из ниоткуда».
Если в семье есть финансовые проблемы, то необязательно рассказывать своим детям всё в деталях, но также и не нужно скрывать от них тот факт, что в семье сейчас временные материальные трудности. Вовлекайте детей в процесс ведения домашнего хозяйства, чтобы они поняли как работают деньги. Это поможет вам не только стать более близким с вашим ребенком, научиться говорить «НЕТ» так, чтобы не обижать ребенка и не давать поводов для возникновения в будущем комплексов у ваших детей, но также воспитать финансово грамотных членов общества, которые в будущем будут иметь гораздо меньше трудностей в управлении собственными финансами.
Если ребенок приходит с идеей о покупке – важно вместе обсудить, к какой категории бюджета относится эта идея и вместе принять решение, как мы будем его исполнять. Слушать ребенка и говорить с ним обо всем, включая финансовые вопросы и вопросы денежных затрат – это залог успеха!
При составлении бюджета уже с раннего возраста ребенок может участвовать в планировании бюджета. Обычно для ребенка интересной бывает категория “хочу”, но совместное планирование помогает ребенку самому выбрать из всех своих желаний только те, которые будут исполнены родителями и войдут в бюджет. Это исключает “спонтанные” ежедневные “ХОЧУ!”.
Что можно сделать, чтобы дети поняли как работают деньги? Вот некоторые идеи:
-
1. Показывайте детям, как вы оплачиваються счета. Объясняйте детям, куда уходят деньги. Показывайте им транзакции или денежные операции и как вследствие этого уменьшается количество денег на вашем счете (у вас в кошельке).
-
2. Покажите детям, откуда в семье появляются деньги. Вы работаете – вам за это платят. Затем установите связь между получением зарплаты и всеми остальными денежными операциями, которые должны быть произведены.
-
3. Показывайте детям счета по вашим кредитным карточкам. Объясните детям, что такое долги и начисляемые проценты на невыплаченные суммы. Объясните детям, почему очень хорошо выплачивать всю сумму долга сразу.
-
4. Продемонстрируйте, что кредитная карта или мамин кошелек – это не бездонный океан бесплатных денег.
-
5. Давайте детям только материальные деньги (наличные) на мелкие расходы и позвольте им самим совершать мелкие покупки, чтобы дети могли почувствовать, что расставаться с деньгами не так уж и легко.
-
6. Показывайте детям, как работает сберегательный счёт. Неплохая идея открыть ребёнку его собственный сберегательный счёт, чтобы хранить там свои собственные деньги (например, подаренные на День рождения) и видеть, как работает система начисления процентов на вклад.